Итак, время действия - прошлое воскресенье, между 6 и 11 часами вечера, место действия - Сад Эрмитаж, театр Новая опера, название действие - музыкальная драма Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда".
Первая в Москве постановка! Хотя с премьеры оперы прошло уже около 150 лет. Почему? Как и многие другие оперы Вагнера, эта - чрезвычайно сложная для постановки опера. Более того, после того, как Вагнер написал эту оперу, прошло несколько лет, прежде чем ее смогли наконец поставить! Почти 100 репетиций в Венской опере привели лишь к тому, что исполнитель роли Тристана потерял голос от перенапряжения (а позже и вовсе сошел с ума). Долгое время ее считали неисполнимой!
Но сия опера требует недюжей силы не только от певцов и оркестра, но и от исполнителей, ибо в чистом виде она идет больше 4 часов. А уж с антрактами-то и все 5.
То чувство возбуждения, которое я испытывал, когда шел к театру, когда входил в театр - его сложно описать. Это что-то такое, некое нечто (пардон за тавтологию), которое разливалось в груди, заставляя биться сердце быстрее. Уж не любовь ли?

Только лишь войдя в театр, перекусив в буфете, сходив в сортир, умывшись - то бишь, вроде бы полностью подготовившись, я понял, что забыл в машине очки. А машина осталась в паре километров от места действия. Поначалу я очень переживал, но потом понял, что мои переживания напрасны - тот факт, что я сидел в первом ряду сильно помог в чтении субтитров, а то, что я плохо видел лица людей на сцене - так это было только в плюс. Так ты неотвлекаешься на действие, а больше концентрируешься на психологии, драматизме.
Сама по себе опера - медленная и тягучая. В ней не особо много действия, движения. Все движение, все буйство - оно внутри, в душе, в музыке. Оооо, какое это буйство чувств, какой это психологизм! В этом плане, и декорации мне понравились - они были сведены к минимуму и не отвлекали от чувств, которые были главными декорациями в спектакле.
Когда погас свет, вышел дирижер и оркестр заиграл Увертюру, я думал, что сойду с ума. Музыка лилась сквозь меня и я едва сдерживался от того, чтобы разрыдаться, чтобы расправить руки и, взмахнув ими, унестись в бесконечную глубину Вселенной! О, это было потрясающе!

Одно но - тот факт, что я сидел в самом центре самого первого ряда имел и свои минусы - дирижер находился от меня буквально в одном метре. А дирижер - единственный человек, которому дозволено делать абсолютно все, что ему вздумается, когда звучит музыка. Он действительно размахивал руками, он пыхтел, он кряхтел, он рычал - он мешал! И я ему жутко завидовал, ведь он мог поддаться эмоциям, а я - нет. Мне приходилось смирно сидеть в кресле, не позволяя той бури в моей груди вырваться наружу. И это было очень тяжело.
Нет, опера не показалась мне чересчур длинной. Более того, я считаю, что именно такой хронометраж и должен являться нормативом для опер. Хотя, конечно, надо быть Вагнером, чтобы написать оперу, от которой не сойдешь с ума за 4 с лишним часа. Надо быть Вагнером, чтобы заставить зрителя целых следить за любовным дуэтом Тристана и Изольды, длившемся 40 минут! И эти 40 минут показались одним мгновением, потому что, слушая этот дуэт, я как будто растворился во Вселенной, и само время перестало существовать для меня.
В этой связи вспоминается один анекдот, согласно которому какой-то из итальянских композиторов так сказал про этот 40-минутный дуэт: в итальянской опере за 40 минут герои успели бы уже пожениться, нарожать детей и умереть, но это - Вагнер, немец, а немцы будут долго раздумывать и анализировать...
После первого Акта, в антракте, я обнаружил в пидорской программе Grindr, что где-то совсем рядом находится чувак (на фотке просто обнаженный торс) с ником Wotan (один из главных действующих лиц тетралогии Вагнера "Кольцо Нибелунга"). По ходу переписки объяснилось, что он - тоже на "Тристане и Изольде" и сидит "на партере" (да-да, именно "на"). Но до начала второго Акта мы так и не пересеклись. А вот по окончанию его, когда я вышел из зала ошарашенный концовкой, этой музыкой, и направился на балкончик на третьем этаже, чтобы подышать свежим воздухом, мы таки пересеклись. Правда, ненадолго. Парень оказался корейцем, учащимся в аспирантуре филологического факультета МГУ - изучает русскую литературу. Говорит с акцентом, не всегда сразу понятно, зато является безумным фанатом Вагнера - то, что называется Вагнерианцем. За то недолгое время, что мы с ним проговорили до того как разойтись по местам, чтобы посмотреть финальный - третий Акт, мы успели обсудить увиденное. По его мнение: "ну, оркестр еще ничего, но вот певцы, конечно, ужасны".
И тут я не могу с ним не согласиться. Как я уже говорил, Вагнер писал непростые партии. В одном интервью один мужик очень хорошо выразился: "Вагнер писал в предельной высокой для тенора тесситуре - такой, что ни один человек не сможет ее спеть. А Вагнер на это отвечал: говорите, что невозможно - а я все равно напишу"! Так вот, благодаря тому, что партии для певцов Вагнер писал крайне сложные (а еще и оркестр у него как правило с расширенным составом и играет особенно громко, то есть надо прошибить о-го-го какой звук!), то сложились даже специальные термины: вагнеровский (или, героический!) тенор, вагнеровское сопрано, вагнеровский баритон (или, бас-баритон). Так вот, на роль Тристана и Изольды (тенор и сопрано) были выписаны певцы из забугорья, якобы специализирующиеся на исполнении опер Вагнера. Но, как выяснилось, специализирующиеся - это еще не значит, что "Вагнеровские".
Если Изольда была еще ничего, то Тристан был просто ужасен! Ужасен настолько, что апплодисменты заметно стихли, когда он вышел на поклон по окончанию оперы, а с задних рядов доносились протяжные "бууууу". Честно говоря, я был в диком ахуе от того, насколько он был отвратителен! Хотя в некоторых рецензиях написали, что в третьем акте он распелся и разыгрался, но я что-то не заметил. Мне больше понравился отзыв, в котором его называли больше похожим на "сонного бухгалтера", чем на героя-любовника.

Есть еще одна претензия к опере, на этот раз уже к самому Рихарду: на мой взгляд, он таки переборщил с ангстом в конце. Умерли ВСЕ, кроме одного персонажа, ушедшего со сцены с поникшей головой. Нет, Тристан и Изольда должны были умереть - спору нет - у них это было предначертано судьбой еще с их самой первой встречи, но вот все остальные смерти помимо того, что были притянуты за уши, так еще и были совершенно не нужны. Это, конечно, несколько испортило впечатление.
Что, однако, ничуть не помешает мне сказать, что мне безумно понравилось! И я хочу еще! Но нет, я не пойду больше на этих приглашенных солистов. В новом сезоне на главные роли встанут местные солисты, вот на них еще попробую сходить (хотя надежда, что они споют лучше, невелика). Есть постановке в Мариинке, но там сюжет перенесен в современность (компы, офисные помещения на сцене), а я этого смотреть совершенно не желаю. Разве что только сесть в зрительном зале, закрыть глаза и, не смотря, слушать. Ведь музыка, музыка - просто волшебна!
Но 4 с лишним часа все-таки сделали свое дело - я насытился. И, выйдя из театра, я не хотел слушать Вагнера вообще. На тот момент. Зато на следующий день меня прорвало и я закрутил Увертюру к Тристану до дыр.
А с корейцем мы, увы, так больше и не пересеклись. Меня переполняли эмоции после спектакля, я хотел с кем-нибудь ими поделиться, но в толпе он затерялся. Написать ему в Гриндре я не догадался. Зато он написал. Но я был уже в машине. В результате небольшой переписки, я получил его телефон и предложение как-нибудь попболтать. Но так им и не воспользовался, хотя меня все порывает позвонить и спросить, какую бы постановку он порекоммендовал мне скачать - хочу теперь послушать настоящих Тристана и Изольда. Поскольку на опере я побывал, запрет на прослушивание фрагментов из нее снят, спойлеров больше нет, могу пускаться во все тяжкие)

Ну-с, а следующей моей оперой Вагнера станет "Летучий Голландец", постановку которого я буду смотреть 26 июня в Мариинском театре, Санкт-Петербург. В роли самого Летучего Голландца будет Евгений Никитин - бас-баритон, звезда Мариинки. Знаменит он на весь мир исполнением именно Летучего Голландца, это - его фишка.
Краткая справка
Так что жду с огромным нетерпением и вновь не позволяю себе послушать больше, чем уже слышал - не хочу спойлеров!
Первая в Москве постановка! Хотя с премьеры оперы прошло уже около 150 лет. Почему? Как и многие другие оперы Вагнера, эта - чрезвычайно сложная для постановки опера. Более того, после того, как Вагнер написал эту оперу, прошло несколько лет, прежде чем ее смогли наконец поставить! Почти 100 репетиций в Венской опере привели лишь к тому, что исполнитель роли Тристана потерял голос от перенапряжения (а позже и вовсе сошел с ума). Долгое время ее считали неисполнимой!
Но сия опера требует недюжей силы не только от певцов и оркестра, но и от исполнителей, ибо в чистом виде она идет больше 4 часов. А уж с антрактами-то и все 5.
То чувство возбуждения, которое я испытывал, когда шел к театру, когда входил в театр - его сложно описать. Это что-то такое, некое нечто (пардон за тавтологию), которое разливалось в груди, заставляя биться сердце быстрее. Уж не любовь ли?

Только лишь войдя в театр, перекусив в буфете, сходив в сортир, умывшись - то бишь, вроде бы полностью подготовившись, я понял, что забыл в машине очки. А машина осталась в паре километров от места действия. Поначалу я очень переживал, но потом понял, что мои переживания напрасны - тот факт, что я сидел в первом ряду сильно помог в чтении субтитров, а то, что я плохо видел лица людей на сцене - так это было только в плюс. Так ты неотвлекаешься на действие, а больше концентрируешься на психологии, драматизме.
Сама по себе опера - медленная и тягучая. В ней не особо много действия, движения. Все движение, все буйство - оно внутри, в душе, в музыке. Оооо, какое это буйство чувств, какой это психологизм! В этом плане, и декорации мне понравились - они были сведены к минимуму и не отвлекали от чувств, которые были главными декорациями в спектакле.
Когда погас свет, вышел дирижер и оркестр заиграл Увертюру, я думал, что сойду с ума. Музыка лилась сквозь меня и я едва сдерживался от того, чтобы разрыдаться, чтобы расправить руки и, взмахнув ими, унестись в бесконечную глубину Вселенной! О, это было потрясающе!

Одно но - тот факт, что я сидел в самом центре самого первого ряда имел и свои минусы - дирижер находился от меня буквально в одном метре. А дирижер - единственный человек, которому дозволено делать абсолютно все, что ему вздумается, когда звучит музыка. Он действительно размахивал руками, он пыхтел, он кряхтел, он рычал - он мешал! И я ему жутко завидовал, ведь он мог поддаться эмоциям, а я - нет. Мне приходилось смирно сидеть в кресле, не позволяя той бури в моей груди вырваться наружу. И это было очень тяжело.
Нет, опера не показалась мне чересчур длинной. Более того, я считаю, что именно такой хронометраж и должен являться нормативом для опер. Хотя, конечно, надо быть Вагнером, чтобы написать оперу, от которой не сойдешь с ума за 4 с лишним часа. Надо быть Вагнером, чтобы заставить зрителя целых следить за любовным дуэтом Тристана и Изольды, длившемся 40 минут! И эти 40 минут показались одним мгновением, потому что, слушая этот дуэт, я как будто растворился во Вселенной, и само время перестало существовать для меня.
В этой связи вспоминается один анекдот, согласно которому какой-то из итальянских композиторов так сказал про этот 40-минутный дуэт: в итальянской опере за 40 минут герои успели бы уже пожениться, нарожать детей и умереть, но это - Вагнер, немец, а немцы будут долго раздумывать и анализировать...
После первого Акта, в антракте, я обнаружил в пидорской программе Grindr, что где-то совсем рядом находится чувак (на фотке просто обнаженный торс) с ником Wotan (один из главных действующих лиц тетралогии Вагнера "Кольцо Нибелунга"). По ходу переписки объяснилось, что он - тоже на "Тристане и Изольде" и сидит "на партере" (да-да, именно "на"). Но до начала второго Акта мы так и не пересеклись. А вот по окончанию его, когда я вышел из зала ошарашенный концовкой, этой музыкой, и направился на балкончик на третьем этаже, чтобы подышать свежим воздухом, мы таки пересеклись. Правда, ненадолго. Парень оказался корейцем, учащимся в аспирантуре филологического факультета МГУ - изучает русскую литературу. Говорит с акцентом, не всегда сразу понятно, зато является безумным фанатом Вагнера - то, что называется Вагнерианцем. За то недолгое время, что мы с ним проговорили до того как разойтись по местам, чтобы посмотреть финальный - третий Акт, мы успели обсудить увиденное. По его мнение: "ну, оркестр еще ничего, но вот певцы, конечно, ужасны".
И тут я не могу с ним не согласиться. Как я уже говорил, Вагнер писал непростые партии. В одном интервью один мужик очень хорошо выразился: "Вагнер писал в предельной высокой для тенора тесситуре - такой, что ни один человек не сможет ее спеть. А Вагнер на это отвечал: говорите, что невозможно - а я все равно напишу"! Так вот, благодаря тому, что партии для певцов Вагнер писал крайне сложные (а еще и оркестр у него как правило с расширенным составом и играет особенно громко, то есть надо прошибить о-го-го какой звук!), то сложились даже специальные термины: вагнеровский (или, героический!) тенор, вагнеровское сопрано, вагнеровский баритон (или, бас-баритон). Так вот, на роль Тристана и Изольды (тенор и сопрано) были выписаны певцы из забугорья, якобы специализирующиеся на исполнении опер Вагнера. Но, как выяснилось, специализирующиеся - это еще не значит, что "Вагнеровские".
Если Изольда была еще ничего, то Тристан был просто ужасен! Ужасен настолько, что апплодисменты заметно стихли, когда он вышел на поклон по окончанию оперы, а с задних рядов доносились протяжные "бууууу". Честно говоря, я был в диком ахуе от того, насколько он был отвратителен! Хотя в некоторых рецензиях написали, что в третьем акте он распелся и разыгрался, но я что-то не заметил. Мне больше понравился отзыв, в котором его называли больше похожим на "сонного бухгалтера", чем на героя-любовника.

Есть еще одна претензия к опере, на этот раз уже к самому Рихарду: на мой взгляд, он таки переборщил с ангстом в конце. Умерли ВСЕ, кроме одного персонажа, ушедшего со сцены с поникшей головой. Нет, Тристан и Изольда должны были умереть - спору нет - у них это было предначертано судьбой еще с их самой первой встречи, но вот все остальные смерти помимо того, что были притянуты за уши, так еще и были совершенно не нужны. Это, конечно, несколько испортило впечатление.
Что, однако, ничуть не помешает мне сказать, что мне безумно понравилось! И я хочу еще! Но нет, я не пойду больше на этих приглашенных солистов. В новом сезоне на главные роли встанут местные солисты, вот на них еще попробую сходить (хотя надежда, что они споют лучше, невелика). Есть постановке в Мариинке, но там сюжет перенесен в современность (компы, офисные помещения на сцене), а я этого смотреть совершенно не желаю. Разве что только сесть в зрительном зале, закрыть глаза и, не смотря, слушать. Ведь музыка, музыка - просто волшебна!
Но 4 с лишним часа все-таки сделали свое дело - я насытился. И, выйдя из театра, я не хотел слушать Вагнера вообще. На тот момент. Зато на следующий день меня прорвало и я закрутил Увертюру к Тристану до дыр.
А с корейцем мы, увы, так больше и не пересеклись. Меня переполняли эмоции после спектакля, я хотел с кем-нибудь ими поделиться, но в толпе он затерялся. Написать ему в Гриндре я не догадался. Зато он написал. Но я был уже в машине. В результате небольшой переписки, я получил его телефон и предложение как-нибудь попболтать. Но так им и не воспользовался, хотя меня все порывает позвонить и спросить, какую бы постановку он порекоммендовал мне скачать - хочу теперь послушать настоящих Тристана и Изольда. Поскольку на опере я побывал, запрет на прослушивание фрагментов из нее снят, спойлеров больше нет, могу пускаться во все тяжкие)

Ну-с, а следующей моей оперой Вагнера станет "Летучий Голландец", постановку которого я буду смотреть 26 июня в Мариинском театре, Санкт-Петербург. В роли самого Летучего Голландца будет Евгений Никитин - бас-баритон, звезда Мариинки. Знаменит он на весь мир исполнением именно Летучего Голландца, это - его фишка.
Краткая справка
Так что жду с огромным нетерпением и вновь не позволяю себе послушать больше, чем уже слышал - не хочу спойлеров!